Gender Equality & Women's Empowerment banner shows two indigenous women laughing
Гендерное равенство и расширение возможностей женщин
Фото: © UN Women/Ryan Brown

Общечеловеческие ценности 

Принцип третий: гендерное равенство и расширение возможностей женщин


Создание гендерного равенства – это более чем просто техническая процедура; это комплексная, в том числе политически, попытка сформировать отношение общества и политики, которое способствуют справедливому распределению ресурсов между мужчинами и женщинами, девочками и мальчиками. Это способ взглянуть на то, как социальные нормы и директивные органы влияют на жизнь и возможности, доступные различным группам мужчин и женщин. Понимание того, что мужчины и женщины, мальчики и девочки переживают бедность по-разному и сталкиваются с разными барьерами в доступе к услугам, экономическим ресурсам и политическим возможностям, позволяет проводить более целенаправленные мероприятия по исправлению ситуации. Необходимо помнить, что гендерные нормы и роли – это не константа и они могут изменяться в зависимости от контекста. Для ускорения прогресса в достижении ЦУР и реализации Повестки дня на период до 2030 года гендерный вопрос должен быть вынесен на первый план при составлении программ и проведении анализа. Ускорение темпов достижения 17 ЦУР будет в значительной степени зависеть от продуманной интеграции гендерных аспектов в государственную политику.

Обеспечение гендерного равенства – необходимая составляющая устойчивого развития. Гендерное неравенство является не только насущная моральной и социальной проблемой, но и создает огромный экономический вызов: если женщины, составляющие половину трудоспособного населения мира, не смогут полностью реализовать свой экономический потенциал, то мировая экономика существенно пострадает. Фактически, если бы женщины имели равные с мужчинами права на рынке труда, то мировой годовой ВВП к 2025 году мог бы вырасти на 28 триллионов долларов США, что составляет прирост в 26%. Гендерное неравенство также косвенно влияет на инвестиции и рост населения. Приблизительная разница в темпах роста между Восточной Азией и странами Африки к югу от Сахары, Южной Азии и странами Ближнего Востока, составляющая примерно 0,4-0,9%, объясняется более высоким уровнем гендерного неравенства в сфере образования, преобладающим в этих регионах. Более того, неравный доступ к образованию препятствует прогрессу в снижении числа нежелательных беременностей и высоких показателей рождаемости и детской смертности, тем самым подрывая благосостояние стран. Общества, в которых поощряется участие женщин в политической жизни и их продвижение на руководящие позиции, демонстрируют более гармоничный подход к обучению и в целом являются более мирными и справедливыми. В то же время растет количество фактических доказательств тому, что общества с высоким уровнем гендерного неравенства более предрасположены к внутренним конфликтам.

Подпись: Подпись: Ливанские женщины из сельской местности создают экономические возможности, сохраняя при этом местную окружающую среду. Производство: «ООН-женщины»/UN Women/Фонд гендерного равенства

Учет гендерной проблематики, или гендерный мейнстриминг (англ. Gender Mainstreaming) как стратегический подход к достижению гендерного равенства был введен в системе ООН после принятия Пекинской платформы действий (1995г.) и согласованных выводов Экономического и Социального Совета 1997/2 (ЭКОСОС 1997/2), а затем и во всех основных областях деятельности системы ООН. ЭКОСОС определил гендерный подход как «стратегию, благодаря которой̆ проблемы, встающие перед женщинами и мужчинами, и накопленный̆ ими опыт должны стать одним из неотъемлемых направлений деятельности в процессе разработки, осуществления, контроля и оценки политики и программ во всех сферах политической̆, экономической̆ и общественной̆ жизни, с тем чтобы и женщины, и мужчины в равной̆ степени пользовались плодами таких усилий и для неравенства не оставалось места. Как узконаправленные, так и комплексные вмешательства являются действенными мерами по учету гендерной проблематики». Более подробно о гендерном мейнстриминге можно прочитать здесь.

Приверженность ООН достижению общесистемного гендерного паритета подкрепляется прочной законодательной и институциональной базой, которая последовательно развивалась и укреплялась с момента создания Организации Объединенных Наций в 1945 году. Эта база включает в себя Устав ООН, Комиссию по положению женщин (КПЖ), Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), резолюции Генеральной Ассамблеи, Пекинскую декларацию и Платформу действий, принятых на четвертой Всемирной конференции по положению женщин, а также недавно принятую Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Подробнее о нормативной базе ООН можно узнать здесь.

Помимо этого, были созданы два внутренних механизма подотчетности:

  • Общесистемный план действий ООН по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин (ОПД ООН версии 2.0) обеспечивает систему подотчетности, в которой определены общепринятые стандарты и скоординированные подходы для каждого подразделения системы ООН. Рейтинговая система состоит из пяти уровней и позволяет каждой структуре ООН самостоятельно оценивать и сообщать о своих достижениях в каждой из областей, постепенно двигаясь к самым высоким показателям. Таким образом, рейтинговая система призвана содействовать как развитию лидерства и руководства, так и повышению уровня согласованности.  
     
  • Таблица учета по гендерным показателям ОПД для страновых команд ООНэто стандартизированная система, позволяющая самостоятельно оценивать реализацию и эффективность учета гендерной проблематики на страновом уровне. Она призвана обеспечить подотчетность старших руководителей и улучшить работу страновых команд.В таблице перечислен ряд показателей, на результаты оценки которых руководство может ориентироваться во время реализации рамочных программ сотрудничества.

Необходимость учитывать гендерную проблематику при реформе ООН. В руководстве по рамочным программам ООН по сотрудничеству в целях устойчивого развития гендер является одним из шести принципов, котрые необходимо учитывать при разработке программ. Сопутствующий материал «Принципы программирования» содержит руководство для страновых команд ООН по интеграции «Справочное пособие по учету гендерной проблематики при разработке общих программ ООН на страновом уровне» (2019) дает возможность глубже ознакомиться с методологией и передовым опытом, а также практическими инструментами и примерами для каждого из этапов.  

Тематическая группа ООН по гендерной проблематике должна рассматриваться как «основная движущая сила изменений и усиления ответных мер страновых команд в вопросах гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин на национальном уровне». Обновленное справочное пособие для тематических групп по гендерной проблематике – один из основных ресурсов, позволяющих понять, как создать и укрепить этот инструмент.

Photo: © UN Women/Ryan Brown
Gender Equality & Women's Empowerment


Universal Values 
Principle Three: Gender Equality and Women's Empowerment


More than a technical exercise, gender equality is a politically complex effort to shape attitudes and policy decisions that endorse equitable distribution of resources among men and women, girls and boys. It is a way of looking at how social norms and power structures impact the lives and opportunities available to different groups of men and women. Understanding that men and women, boys and girls, experience poverty differently and face different barriers in accessing services, economic resources and political opportunities helps to target interventions. However, gender roles and relationships are not fixed; they evolve based on circumstance. To advance the SDG targets and achieve the 2030 Agenda, Gender inequality must be brought to the forefront of programmes and analysis. Faster progress across all the SDGs will largely depend on the thorough integration of gender dimensions in public policies.

Gender equality makes development stronger and more sustainable. It is not only a pressing moral and social issue but also a critical economic challenge. If women—who account for half the world’s working-age population—do not achieve their full economic potential, the global economy will suffer. In fact, if women were afforded the same equity as men in the labour market, the global annual GDP could potentially grow by as much as $28 trillion, or 26 per cent by the year 2025. Gender inequality also indirectly impacts investment and population growth. The estimated 0.4 to 0.9 per cent difference in the growth rate between East Asia and Sub Saharan Africa, South Asia, and the Middle East is due to the higher gender inequality within education that prevails in those regions. Moreover, gender inequality in education prevents progress in the reduction of unintended pregnancies and high fertility and child mortality rates, thereby compromising a country’s well-being. Societies that encourage women to hold political leadership positions demonstrate more equally balanced schools, and are overall more peaceful and equitable. There is a growing body of empirical evidence that suggests there is a greater risk of internal conflict within societies that have higher levels of gender inequality.

Caption: Rural Lebanese women weave economic opportunity while conserving the local environment. Produced by UN Women/Fund for Gender Equality


Gender Mainstreaming as a strategic approach for achieving the goal of gender equality, has been mandated in the UN system since the Beijing Platform for Action (1995) and the 1997/2 agreed conclusions of the Economic and Social Council (ECOSOC 1997/2), and subsequently across all of the major areas of work of the UN system. The ECOSOC defined gender mainstreaming as “a strategy for making women’s as well as men’s concerns and experiences an integral dimension of the design, implementation, monitoring and evaluation of policies and programmes in all political, economic and societal spheres so that women and men benefit equally, and inequality is not perpetrated. Both targeted interventions and integrated operations are valid forms of gender mainstreaming measures." Read more on Gender Mainstreaming

The UN’s commitment to achieving system-wide gender parity is underpinned by a strong legislative and institutional framework, which has been consistently developed and strengthened since the establishment of the United Nations in 1945. This framework includes the Charter of the United Nations, the Commission on the Status of Women (CSW), the Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women (CEDAW), Resolutions of the General Assembly, the Beijing Declaration and Platform for Action of the Fourth World Conference on Women, and most recently the 2030 Agenda for Sustainable Development. Learn more about the UN's normative framework here

In addition, two internal accountability mechanisms were instituted

  • The System Wide Action Plan for Gender Equality and the Empowerment of Women (UN SWAP 2.0) provides an accountability framework which defines commonly-agreed standards and coordinated approaches for each entity in the UN System. The rating system consists of five levels and allows the UN entity to self-assess and report on their standing with respect to each indicator, and to move progressively toward excellent performance. As such, the rating system is intended as an aid to promote leadership and direction and enhance coherence.  
     
  • UNCT SWAP Gender score card, is a standardized self-assessment of UN Country-level gender mainstreaming practices and performance that aims to ensure accountability of senior managers and improve UNCT performance. Based on a set of indicators, it implies a management response which could be used as a gender road map during the Cooperation framework exercise. 

Make the UN Reform Gender sensitive. The United Nations Sustainable Development Cooperation framework guidance identifies gender as one of the six programming principles. The Companion Piece on Programming principles provides guidance to United Nations Country Teams (UNCT) to integrate gender in the cooperation process. To go deeper in the methodology and find best practices, practical tools and examples for each step, use the Resource Book for Mainstreaming Gender in UN Common Programming at the Country Level (2019). 

 
Gender Theme Group should be considered “key drivers of change and enhanced UNCT response on gender equality and women’s empowerment at national level”. The updated Resource Guide for Gender theme group is a key resource to see how to set and strengthen this instrument.